Коучинг
Коучинг в корпоративной культуре. Тенденции
  • 15.05.2017
Коучинг профессия – но профессия молодая, в активной фазе становления, поиске сознательных способов регулирования через этику и стандарты профессиональных сообществ или институционализацию, как это происходит в России Пояснительная записка к профессиональному стандарту Коуч. 

Абсолютный HR-тренд уже много лет – тема вовлеченности. Ни одна конференция, дискуссия в HR-сообществе не обходится без обсуждения вовлеченности. Яндекс на вопрос как повысить вовлеченность сотрудников выдает 18 млн.запросов.

Чаще всего инициатива применения коучинга обусловлена тем, что компании хотят эффективной командной работы, лучшего взаимодействия сотрудников, повышения вовлеченности, мотивации и производительности.
Это справедливо. Исследование International Coach Federation 2014 Building a Coaching Culture показывает коучинг содействует повышению вовлеченности сотрудников на 61%, на 66% повышает эффективность командной работы (1). Отчасти общемировой и уже российский тренд использования все больше командного коучинга связан с его высокой эффективностью. Нарастающая популярность, в том числе и в России, agile-команд, agile-коучей это подтверждает.

Основные входы коучинга в организацию – это внешние, внутренние коучи и обучение менеджеров навыкам коуча. Тенденции последних лет очевидны – 81% компаний предпочитают обучать руководителей и менеджеров коучинговым навыкам, особенно в условиях ограниченного бюджета (1). 

Сегодня можно наблюдать две яркие тенденции применения коучинга в организации. Это не значит, что нет других вариантов. Рассмотрим те, которые оказывают наиболее сильное влияние на формирование культуры коучинга в организации.

С одной стороны коучинг рассматривается как один из большого количества инструментов в копилке руководителя, менеджера, HR. Колоссальный уровень занятости руководителей редко позволяет превратить полученные на тренинге знания и навыки коучинга в компетенцию. В условиях многозадачности, неопределенности и стресса, когда что будет завтра никто не знает, часто не до активного слушания и выстраивания диалога по модели GROW. Здесь, коллеги как минимум досадно, потенциал коучинга значительно шире чем просто инструмент.

Тем не менее если руководителю все же удается развивать способность задавать вопросы себе, своим сотрудникам, повышая осознанность и ответственность, в корпоративной культуре компании коучинг начинает играть заметную роль. Компания задавая себе вопросы – начинает думать по-другому, выходить за рамки общепринятых стратегий.

Благодаря высокому уровню осознанности и способности к размышлению что-то новое появляется в современном менеджере, его стиле управления, лидерства уместные и наиболее эффективные в конкретной ситуации. Когда он хорошо понимает что происходит сейчас с ним, с компанией, на рынке. Это понимание определяет методы его управления и лидерства. Есть время для рефлексии, творчества, а есть время для быстрых и возможно не всегда популярных решений.

Вторая тенденция. Коучинг в компании возводится в культ. Философия и мировоззрение ставится на пьедестал. Все сотрудники становятся чемпионами. Коучинговый стиль управления пытается подменить нормальный менеджмент, претендуя на самый универсальный и эффективный метод управления. Тогда как коучинг это не управляющая, а скорее сервисная, поддерживающая, интегрирующая функция. Катализатор запуска изменений, размышления, поиска новых смыслов.

Часто здесь возникают ожидания, что если руководитель обучился навыкам коучинга, или прошел тренинг по эмоциональному интеллекту, он превращается в мягкого, пушистого душку, который раздает исключительно пряники и беседует по душам. Плюс возникают идеи, если внедрить коучинговый стиль управления, компания волшебным образом станет успешной и конкурентоспособной.

Давайте будем честными коллеги, это далеко не так.

Возможно это странно слышать от коуча, но коучинг не единственно эффективный, есть и другие методы, практики развития и управления. Часто результаты коучинга не возможно увидеть мгновенно, а факторы успешности и конкурентоспособности компании складываются не только из стиля управления. Особенно если коучинг внедряется без внутренней готовности компании к изменениям и сформированного запроса бизнеса.

Когда мы как коучи приходим в компанию, находясь под обаянием любимой профессии, говорим с помощью коучинга можно решить все проблемы, грамотный и профессиональный HR или руководитель хорошо понимает что это не так. Действительно, не все проблемы можно решить с помощью коучинга. Мне не хотелось бы быть крайне резкой, но когда мы спускаемся с уровня «Бог», возвращаемся в реальность у нас появляется возможность говорить с HR, собственно с теми кто является агентами изменений внутри компании, на одном языке, ясно доносить до бизнеса ценность и значимость коучинга – современной технологии, позволяющей вдохновлять на реализацию стратегически важных целей, создавать условия для раскрытия талантов и потенциала сотрудников, позволяя компании иметь конкурентное преимущество на рынке.

Ирина Шелудько
Бизнес-Коуч
PCC ICF (Professional Certified Coach ICF)
15.05.2017

1. 2014 Building a Coaching Culture