Коучинг
Супервизия для коучей. Зачем?
  • 17.05.2017
Что мы слышим первое от коллег, когда говорим о клиентах коучинга? Конечно, коучи работают со здоровыми, успешными людьми в контексте вдохновляющих бизнес целей. Тогда зачем нам супервизор или не дай бог терапевт? Действительно зачем? После каждой коучинговой сессии мы чувствуем позитив (поток, вдохновение), горы готовы свернуть от количества энергии и заряда полученного от клиента.

Но... на самом деле, заряд энергии оказывается трансферными реакциями, а профессиональная недальновидность может иметь последствия, вплоть до эмоционального выгорания в профессии.
Приведу лишь некоторые трудности с которыми мы как коучи сталкиваемся в коучинговой практике: сильные эмоциональные переживания – сомнения, тревога, бессилие или наоборот чувство восторга; возникновение сильной привязанности; идентификация с достижениями и успехами клиента; обесценивание коучинга по разным причинам, или «медленное» продвижение клиента, когда коуч воспринимает себя «плохим», особенно в начале практики, то же происходит когда клиент «бросает» коуча без предупреждения и т.д.

Еще один ключевой момент психологического здоровья коуча, который мне хотелось отметить, умение «не застревать» в эмоциональном состоянии клиента, «не уходить» вместе с клиентом, и «не прихватывать» с собой, принося в семью. Избежать подобных ситуаций можно только развивая совместно с супервизором или ментором высокий уровень осознанности, способность к наблюдению и рефлексии, хорошее понимание себя.

Необходимость супервизии для постоянного личного и профессионального развития коучей, менторов и консультантов сложно переоценить. Супервизия позволяет интегрировать все богатство знаний, навыков и опыта в уверенную практику содействия клиентам коучинга. Бриджит Проктор в качестве важных задач супервизора подчеркивала «...помочь супервизируемому почувствовать признанным, ценным и понятым в предположении, что только после этого он почувствует себя достаточно безопасно и откроется, чтобы что-то пересмотреть и бросить вызов самому себе, так же как и оценить себя и свои собственные способности» (1).

Определимся с терминологией. В данном контексте мы говорим о системном взгляде на профессиональное развитие коуча, которое может включать в том числе и формат менторинга, где коуч с помощью супервизора, который не работает с клиентом непосредственно, способствует лучшему пониманию системы клиента (организации клиента), тем не менее важно понимать, супервизия – это не коучинг коучей, супервизор не советует коучу как проводить коучинг для его клиента.

Супервизия – это совместное стремление, в котором супервизируемый с помощью супервизора способствует своим клиентам, им как части системы взаимоотношений клиент-коуч и более широкого системного контекста повысить качество их работы, трансформируя их клиентские взаимоотношения, постоянно развивая себя, практику и профессию. Хоукинс и Шуэ, 2012 (1).

Взаимоотношения с клиентом никогда не существуют в изоляции. Это всегда системный контекст, который включает организационный, профессиональный, семейный, а также более широкие социальный, культурный, политический и экономический контексты клиента. Это ценный 3D взгляд с разных позиций восприятия себя/клиента/организации клиента/процесса коучинга. Фокус супервизора и коуча в совместной работе не столько на истории/сюжете/содержании/материале сессий коучинга сколько на:

  • профессиональном и личностном росте коуча, более уверенного проявления компетенций;
  • динамике взаимоотношений коуча и клиента, отсутствии или наличии сильных эмоций, чувств, переживаний, например: эмпатия превращается в симпатию, а коучинговая позиция в экспертную;
  • осмысления процесса коучинга в сложных ситуациях, например, потеря одной или нескольких компетенций в работе с конкретным клиентом, при сохранении этой же компетенции в работе с другим;
  • поиске новых возможностей и ресурсов.

Опыт активного участника индивидуальных и групповых супервизий, менторинга – это обязательное условие и лучший способ профессионального развития и поддержки. В том числе и для развития способности в коучинговой практике выдерживать неопределенность и уникальность каждого клиента. Мы никогда не можем заранее на 100 процентов подготовиться к сессии, заготовить сценарий, инструмент, или придумать сильный вопрос. Мы не знаем с каким запросом придет клиент, в какую сторону захочет пойти. Нам нужно иметь смелость быть в процессе коучинга «здесь и сейчас» с клиентом, не прятаться за технологиями, создавая атмосферу тишины для поиска ответов на вопросы своим присутствием.

Ирина Шелудько
Супервизор
Бизнес-Коуч
PCC ICF (Professional Certified Coach ICF)
17.05.2017

1. Coaching, Mentoring and Organizational Consultancy. Supervision, Skills & Development P. Hawkins, N. Smith